|
Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования администрации муниципального образования город Тула Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №25 300040, г. Тула, ул. Калинина, дом 7 тел. 40-84-15, 40-89-24, тел(факс) 40-87-13 E-mail: school_2507@mail.ru
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ-СОШ № 25
____________В.В.Бирюков
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ-СОШ № 25
«АКТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ
Преамбула………………………………………………………………………………3
Научно-методическая концепция и модель МОУ-СОШ №25 «Актуальное образование» …………………………………………………………11
Часть I. Концепция развития школы…………………………………………..….11
1. Наше видение школы будущего………………………………………………….11
2. Структурно- содержательная модель школы, реализующей Программу «Актуальное образование»………………………………………………………..14
3. Технологии «Актуального образования»……………………………………….15
4. Система творческих коммуникаций МОУ-СОШ № 25 по Программе «Актуальное образование»…………………………………………………………16
5. Режим работы школы……………………………………………………………..17
6.Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы…………..18
Часть II. Проект школы «Актуальное образование»……………………………19
Часть III. Критериальная база мониторинга результатов Программы развития школы «Актуальное образование»…………………………………….27 Преамбула.
Информационная справка о школе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 25 г. Тулы ведет свою историю с 1867 года. Современная история школы начинается с 1938 года. Современное типовое 3-х этажное здание на 1147 человек введено в эксплуатацию в 1976 году. Оно располагает 52 классными комнатами, спортивным залом, актовым залом на 210 мест, столовой на 220 посадочных мест, медицинским и зубоврачебным кабинетами, библиотекой с читальным залом, двумя мастерскими (столярной, слесарной), кабинетами технологии, информатики, изобразительного искусства, музыки. Имеется пришкольный участок и стадион. В 2007-2008 учебном году в школе обучается 900 учащихся. Это 35 классов, занимающихся в одну смену в режиме пятидневной (1 - 7 кл.) и шестидневной (8 - 11 кл.) учебной недели. Продолжительность урока - 45 минут. Вторая половина дня, суббота - индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы, работа кружков и секций, общешкольные дела, классные мероприятия. С 2007 года школа является муниципальной базовой площадкой по теме: «Актуальное образование».
Характеристика педагогического коллектива.
Педагогический коллектив школы состоит из 70 учителей, среди них имеют высшую квалификационную категорию – 40 человек, первую – 15 человек, вторую – 12 человек, звание «Заслуженный учитель РФ» имеют 2 человека, значок «Отличник просвещения РФ» - 7 человек, «Почетный работник общего образования РФ» – 8 человек, «Отличник физической культуры и спорта РФ» - 2 человека, Грамотами Министерства образования награждены 3 человека. 3. Особенности управления школой.Административное управление осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, Попечительский совет, педагогический совет.
Заместители директора реализуют оперативное управление учебно-воспитательным процессом и осуществляют мотивационную, организационно-исполнительную, контрольно-регулирующую и оценочно-результативную функции.
На образовательную ситуацию в школе оказывает свое влияние микрорайон. Удобное расположение и сложившиеся традиции дают большие возможности взаимодействия с культурным центром города и позволяют обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, культурологических и спортивных интересов учащихся.
4. Социальная среда школы:
Стабильный уровень материального состояния семей: -малообеспеченных - 10,9 %. Снижается уровень неполных семей: 20,8 % (2007 г.) - 17,2 % (2008 г.). Уменьшается процент проблемных и неблагополучных семей: 0,07 % (2007 г.) - 0,02 % (2008 г.). Растет количество многодетных обеспеченных семей: 2,5 % (2007 г.) - 3,1 % (2008 г.). Тревожит уровень состояния здоровья учащихся: - здоровых детей - 27,8 % (2007 г.) - 27,9% (2008 г.); - детей-инвалидов - 2,4 % (2007 г.) - 2,3 % (2008 г.); - на домашнем обучении - 1,4 % (2007 г.) - 1,6 % (2008 г.).
С 2005 по 2007 г.г. в МОУСОШ №25 произошло общее уменьшение числа учащихся в среднем на 250 человек: с 1153 в 2005 г. до 900 в 2007 г. Вместе с этим наблюдается, хотя и незначительный, рост общей заболеваемости среди учащихся в 2006 г. примерно на 5% и одновременное снижение ее в 2007 г. на 3%. Такие статистические данные можно объяснить тем, что состояние здоровья обучающихся в школе детей напрямую зависит от места проживания учеников. Подавляющее большинство учащихся – это жители Пролетарского района г. Тулы, где и располагается учебное заведение. Пролетарский район является наиболее насыщенным промышленными предприятиями районом нашего города. Неблагоприятная экологическая обстановка, связанная с выбросами промышленных отходов, близостью расположения крупных транспортных магистралей, несомненно, снижает качество жизни детей и влияет на общее состояние организма. Все это сказывается на росте заболеваемости среди детей и подростков. Все вышеперечисленные факторы оказывают соответствующее влияние на формирование ученика. И школа таким образом является тем институтом, в котором каждый ребенок не только получает знания, но и учится находиться в социуме, отрабатывая актуальные коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
5. Субъекты и источники социального заказа школы
В определении перспектив развития школа опирается на социальный заказ следующих уровней:
1) развивала способности и интересы ребенка; 2) формировала гражданскую позицию; 3) формировала деловые способности, трудолюбие, самодисциплину; 4) приобщала к национальной культуре; 5) обучала будущей профессии.
По результатам опроса у более 70 % родителей школа ассоциируется с домом и семьей.
Необходимость быстро реагировать на удовлетворение широкого спектра образовательных запросов общества, различный уровень способностей ученического контингента, ориентация выпускников и родителей на получение высшего и специального профессионального образования определила выбор в сторону создания модели школа «Актуального образования».
Программа развития - это важнейший стратегический документ ОУ. Она определяет соответствие концептуальной модели «Актуальное образование» государственным базовым стандартам образования, согласует план преобразования школы с нормативными документами. Программа развития ОУ не догма, она открыта для внесения корректив по ходу претворения проекта в жизнь, предусматривает постоянный анализ выполнения поставленных целей и задач.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И МОДЕЛЬ МОУ-СОШ № 25 «АКТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ЧАСТЬ 1. Концепция развития школы.
Мы хотим построить культуросообразную профессионально ориентированную школу, которая обеспечивает актуальный педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, реализация его природных способностей и возможностей и профессиональных интересов.
Цели школы:
1. Формирование человека, обладающего достаточным уровнем знаний о мире, о разных профессиях. 2. Подготовка гражданина, способного осуществлять социальный и нравственный выбор, обладающего разнообразным жизненным опытом, в том числе опытом успеха. 3. Формирование человека, готового к осуществлению разнонаправленных коммуникаций (человек - человек, человек - социум, человек - природа, человек - машина).
МОУ-СОШ № 25 – культуросообразная, профессионально ориентированная школа, это школа со смешанным составом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней: I ступень - начальные классы (1 - 4 классы ) II ступень - основная школа (5 - 9 классы с предпрофильной подготовкой в 9-х классах); III ступень - средняя (полная) школа (10 - 11классы с профильными классами, довузовской подготовкой). Для достижения поставленных целей образования и воспитания коллектив школы выбрал стратегическую линию - реализацию модели «Актуальное образование».
Основные принципы программы:
ü Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства. ü Принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержания достоинства в отношении учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения. ü Принцип развивающего обучения предполагает, кроме репродуктивных методик, применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся; развитие умственных способностей; использование новейших педагогических технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда. ü Принцип индивидуализации обучения и воспитания успехом предполагает всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика; совершенствование системы оценочной деятельности педагогов как фактора мотивации учащихся на успешность во всех сферах жизнедеятельности. ü Принцип дифференциации предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся. ü Принцип целостности предполагает построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся; создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования. ü Принцип междисциплинарной интеграции содержит выход на смежные науки, координацию курсов на основе этого принципа. Здесь можно говорить о двух уровнях: интеграция внутри самого предмета и интеграция внешняя, предполагающая передачу выходящих за рамки предмета отдельных элементов в другие курсы вплоть до создания междисциплинарных курсов. ü Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные» отношения повторения и учения на всех ступенях образования. ü Принцип вариативности. Поскольку одной из задач обучения в школе является комплексное образование, дающее возможность выпускникам поступить в ВУЗы гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного, медицинского профилей, то системой обучения и программами должны быть обеспечены элективные специализированные курсы, интегрирован принцип вариативности программ и учебной литературы, подача материала.
Основные задачи программы:
- формирование потребности обучающихся в современном качественном образовании повышенного уровня, а также предоставление возможности обучаться в индивидуальном темпе на доступном уровне сложности учебного материала; - формирование у каждого ребенка готовности к саморазвитию, самоопределению, социальному и нравственному выбору, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру, в современный социум; - отработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся; - обеспечение преемственности и открытости образовательных подсистем (дошкольной, школьной, дополнительного образования, вузовской) на основе договорных отношений; - формирование информационной культуры учащихся, навыков свободного владения информационно- коммуникационными технологиями; - создание условия для участия ребенка в разнообразных видах социально - ценностной деятельности; - формирование культуры здорового образа жизни.
Школа стремится вырастить выпускника:
- освоившего все образовательные программы согласно индивидуальным способностям, готового к получению дальнейшего образования; - владеющего основами новых информационно- коммуникационных технологий; - знающего свои гражданские права и обязанности, обладающего чувством социальной ответственности; - умеющего осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их; - способного к жизненному самоопределению и самореализации, к быстрой адаптации к различного рода изменениям.
Направления деятельности:
психологического сопровождения и управления инновацией.
познавательной деятельности.
педагогического пространства.
Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы. I этап ( 2008 г.). Внедрение.
На этом этапе вся деятельность ОУ направлена на подведение коллектива к осознанию необходимых изменений в работе школы, поиск единомышленников. Разрабатывается модель школы, определяются концептуальные положения, связываются воедино все звенья цепи в учебно-воспитательном процессе: педагоги, учащиеся, родители. Изучается состав учащихся, микросоциум, определяется актуальность инновации. Формулируются целевые установки, вырабатываются главные ориентиры, определяются коллективные педагогические ценности, корректируются проекты, складывается определенный образ жизни, «лицо школы», её дух, укрепляются и развиваются традиции, основанные на позитивных ценностях. II этап ( 2009-2010 гг.). Деятельность. Реализация Программы «Актуальное образование»: - совершенствование профессионального роста учителей; - приращение опыта инновационной деятельности педагогического коллектива; - повышение уровня управленческого труда за счет единого банка данных; - отработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся; - создание условий для участия ребенка в разнообразных видах социально - ценностной деятельности. III этап ( 2011 г.). Обобщение продуктивного опыта.
Осуществляется самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития в соответствии с критериальной базой оценки продуктивной реализации Программы развития школы.
ЧАСТЬ II. Проект школы «Актуальное образование».
Педагогический проект выступает как системное описание деятельности педагогического коллектива по реализации социально-значимой идеи Программы развития ОУ. Педагогическую деятельность мы подразделяем на педагогические действия, педагогические события и предполагаемые социально-педагогические явления.
Под педагогическими действиями мы понимаем действия, совершаемые взрослыми и под их руководством детьми по решению конкретной задачи.
Под педагогическими событиями мы понимаем акции (праздники, встречи, презентации, выставки и т.п.), обозначающие важный этап в идее реализации Программы.
Под социально-педагогическими явлениями мы понимаем совокупный педагогический результат осуществленных целенаправленных педагогических действий, значимых педагогических событий, выражающихся в качественном приращении личности ребенка (его знаний, опыта, мировоззрения, общей культуры, здоровья), а также росте профессионального мастерства педагога. Поскольку последний раздел проекта зависит от целого ряда факторов, часть которых не поддается контролю и прогнозированию со стороны педагогического коллектива, мы назвали его «предполагаемые социально-педагогические явления».
Сделать бесплатный сайт с uCoz
|