МБОУ-СОШ №25

Адрес: г. Тула, ул. Калинина, д. 7, тел. 40-87-13


E-mail: school_2507@mail.ru

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации муниципального образования город Тула

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №25

300040,  г. Тула, ул. Калинина, дом 7                                                                         тел. 40-84-15, 40-89-24, тел(факс) 40-87-13                                       E-mail:  school_2507@mail.ru

 

         «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ-СОШ № 25

 

____________В.В.Бирюков

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МОУ-СОШ № 25

 

«АКТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Преамбула………………………………………………………………………………3

 

Научно-методическая концепция и модель МОУ-СОШ №25

«Актуальное образование»  …………………………………………………………11

 

Часть I. Концепция развития школы…………………………………………..….11

 

1. Наше видение школы будущего………………………………………………….11

 

2. Структурно- содержательная модель школы, реализующей Программу

   «Актуальное  образование»………………………………………………………..14

 

3. Технологии «Актуального образования»……………………………………….15

 

4. Система творческих коммуникаций МОУ-СОШ № 25 по Программе

  «Актуальное образование»…………………………………………………………16

 

5. Режим работы школы……………………………………………………………..17

 

6.Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы…………..18

 

Часть II. Проект школы «Актуальное образование»……………………………19

 

Часть III. Критериальная база мониторинга результатов Программы

 развития школы «Актуальное образование»…………………………………….27

Преамбула.

 

Информационная справка о школе.

 

  1. 1.     Качественная характеристика.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 25 г. Тулы  ведет свою историю с 1867 года. Современная история школы начинается  с 1938 года.

Современное типовое 3-х этажное здание на 1147 человек введено в эксплуатацию в 1976 году.  Оно располагает 52 классными комнатами, спортивным залом, актовым залом на 210 мест, столовой на 220 посадочных мест, медицинским и зубоврачебным кабинетами, библиотекой с читальным залом, двумя мастерскими (столярной, слесарной), кабинетами технологии, информатики, изобразительного искусства, музыки.  Имеется пришкольный участок и стадион.

В 2007-2008 учебном году  в школе обучается 900 учащихся. Это 35 классов, занимающихся в одну смену в режиме пятидневной (1 - 7 кл.) и шестидневной (8 - 11 кл.) учебной недели.

Продолжительность урока - 45 минут.

Вторая половина дня, суббота - индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы, работа кружков и секций, общешкольные дела, классные мероприятия.

С 2007 года  школа является  муниципальной базовой площадкой по теме: 

«Актуальное образование».

 

Характеристика педагогического коллектива.

 

Педагогический коллектив  школы состоит из 70 учителей, среди них имеют высшую квалификационную категорию  – 40 человек, первую – 15 человек, вторую – 12 человек, звание «Заслуженный учитель РФ» имеют 2 человека, значок «Отличник просвещения РФ» - 7 человек, «Почетный работник общего образования РФ» – 8 человек, «Отличник физической культуры и спорта РФ» - 2 человека, Грамотами Министерства образования награждены 3 человека.


3.  Особенности управления школой.

Административное управление осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, Попечительский совет,  педагогический совет.

 

Заместители директора  реализуют оперативное управление учебно-воспитательным процессом и осуществляют мотивационную, организационно-исполнительную, контрольно-регулирующую и оценочно-результативную функции.

 

 

 

 

 

На образовательную ситуацию в школе оказывает свое влияние микрорайон. Удобное расположение  и сложившиеся традиции дают большие возможности взаимодействия с культурным центром города и позволяют обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, культурологических и спортивных интересов учащихся.

 

         4. Социальная среда школы:

 

     Стабильный уровень материального состояния семей:

-малообеспеченных  - 10,9 %.

     Снижается уровень неполных семей:

20,8 %  (2007 г.)  -  17,2 % (2008 г.).

     Уменьшается  процент  проблемных  и неблагополучных семей:

  0,07 % (2007 г.)   -  0,02 % (2008 г.).

     Растет количество многодетных  обеспеченных семей:

2,5  % (2007 г.)   - 3,1 %  (2008 г.).

     Тревожит  уровень состояния здоровья учащихся:

-  здоровых детей  -  27,8 %  (2007 г.) - 27,9% (2008 г.);

-  детей-инвалидов  - 2,4 % (2007 г.)   -  2,3 % (2008 г.);

-  на домашнем обучении  - 1,4 % (2007 г.)   -  1,6 % (2008 г.).

 

С 2005 по 2007 г.г. в МОУСОШ №25 произошло общее уменьшение числа учащихся в среднем на 250 человек: с 1153 в 2005 г. до 900 в 2007 г.

Вместе с этим наблюдается, хотя и незначительный, рост общей заболеваемости среди учащихся в 2006 г. примерно на 5% и одновременное снижение ее в 2007 г. на 3%. Такие статистические данные можно объяснить тем, что состояние здоровья обучающихся в школе детей напрямую зависит от места проживания учеников. Подавляющее большинство учащихся – это жители Пролетарского района г. Тулы, где и располагается учебное заведение. Пролетарский район является наиболее насыщенным промышленными предприятиями районом нашего города. Неблагоприятная экологическая обстановка, связанная с выбросами промышленных отходов, близостью  расположения крупных транспортных магистралей, несомненно, снижает качество жизни детей и влияет на общее состояние организма. Все это сказывается на росте заболеваемости среди детей и подростков.

Все вышеперечисленные факторы оказывают соответствующее влияние на формирование ученика. И  школа таким образом является тем институтом, в котором каждый ребенок  не только получает знания, но и учится находиться в социуме, отрабатывая  актуальные коммуникативные навыки общения со сверстниками и  взрослыми.

 

5. Субъекты и источники социального заказа школы

 

 В определении перспектив развития школа опирается на социальный заказ следующих уровней:

  • Ø государство ориентирует школу на создание  условий для развития свободной, деятельной, социально адаптированной личности, получившей качественное актуальное образование и обладающей гражданской ответственностью;
  • Ø общество ожидает от школы актуальное формирование воспитанной личности, считающейся с нормами и правилами поведения, впитавшей в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающей права личности и собственности формирование;
  • Ø учредитель хочет видеть в нас школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине, отвечающую современным санитарно- гигиеническим и эстетическим требованиям, неукоснительно выполняющую законы в области образования и прав ребенка;
  • Ø родители хотят, чтобы школа:

 

1) развивала способности и интересы ребенка;

2) формировала гражданскую позицию;

3) формировала деловые способности, трудолюбие, самодисциплину;

4) приобщала к национальной культуре;

5) обучала будущей профессии.

 

 


  По результатам опроса у более 70 % родителей школа ассоциируется с домом и семьей.

 

Необходимость быстро реагировать на удовлетворение широкого спектра образовательных запросов   общества,  различный уровень способностей ученического контингента, ориентация выпускников и родителей на получение высшего и специального профессионального образования  определила  выбор  в сторону создания модели школа «Актуального  образования».

 

  1. 1.     Документы, лежащие в основе разработки программы развития:

 

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  6. Устав школы.
  7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  8. Программа РФ «Развитие единой информационной образовательной среды».
  9. Федеральная целевая программа «Дети России».
  10.  Концепция развития физической культуры и спорта.

 

Программа развития - это важнейший стратегический документ ОУ. Она определяет соответствие концептуальной модели  «Актуальное образование»  государственным базовым стандартам образования, согласует план преобразования школы с нормативными документами. Программа развития ОУ не догма, она открыта для внесения корректив по ходу претворения проекта в жизнь, предусматривает постоянный анализ выполнения поставленных целей и  задач.

 

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

И МОДЕЛЬ МОУ-СОШ № 25 

«АКТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

 

ЧАСТЬ 1. Концепция развития школы.

 

 

  1. 1.     Наше видение школы будущего.

 

Мы хотим построить культуросообразную  профессионально ориентированную школу, которая обеспечивает актуальный педагогически управляемый  процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, реализация его природных способностей и возможностей и профессиональных интересов.

 

Цели школы:

 

1. Формирование человека, обладающего достаточным уровнем знаний о мире, о разных  профессиях.

2. Подготовка гражданина, способного осуществлять социальный и нравственный выбор, обладающего разнообразным жизненным опытом, в том числе опытом успеха.

3. Формирование  человека, готового к осуществлению разнонаправленных коммуникаций (человек - человек, человек - социум, человек - природа, человек - машина).

 

МОУ-СОШ № 25 – культуросообразная, профессионально ориентированная школа, это школа со смешанным составом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети. Исходя из этого, структура образовательного учреждения  функционирует в рамках трех ступеней:

I ступень - начальные классы (1 - 4 классы )

II ступень - основная школа (5 - 9 классы с предпрофильной подготовкой в 9-х классах);

III ступень - средняя (полная) школа (10 - 11классы с  профильными классами, довузовской подготовкой).

Для достижения поставленных целей образования и воспитания коллектив школы выбрал стратегическую линию - реализацию модели «Актуальное образование».

 

 

 

 

Основные принципы программы: 

 

ü Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав учителя  и ребенка, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства. 

ü Принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержания достоинства в отношении учителей, учеников и родителей  в соответствии с принципами ненасильственного общения. 

ü Принцип развивающего обучения предполагает,  кроме репродуктивных методик,  применение методов творческой мыслительной  деятельности  и самообразования учащихся; развитие умственных способностей; использование новейших  педагогических технологий, с помощью которых формируются навыки  рационального умственного  труда.

ü Принцип индивидуализации обучения и воспитания успехом предполагает всесторонний учет  уровня развития способностей  каждого ученика, формирование на этой основе  личных планов, программ  стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение  учебной мотивации  и развитие познавательных интересов каждого ученика; совершенствование системы  оценочной деятельности педагогов как фактора мотивации учащихся на успешность во всех сферах жизнедеятельности.

ü Принцип дифференциации предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук  и на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся.

ü Принцип целостности предполагает построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся; создание сбалансированного  образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий  содержанию и задачам образования.

ü Принцип междисциплинарной интеграции содержит выход на смежные науки, координацию курсов на  основе этого принципа. Здесь можно говорить о двух уровнях: интеграция внутри самого предмета и интеграция внешняя, предполагающая передачу выходящих за рамки предмета отдельных элементов в другие курсы вплоть до создания  междисциплинарных курсов.

ü Принцип системности  предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные» отношения повторения и учения на всех ступенях образования.

ü Принцип вариативности. Поскольку одной из задач обучения в школе является  комплексное образование, дающее возможность выпускникам поступить в ВУЗы гуманитарного, социально-экономического,  естественнонаучного, медицинского профилей, то системой обучения и программами должны быть обеспечены элективные  специализированные курсы, интегрирован принцип вариативности программ и учебной литературы, подача материала.

 

 

Основные задачи программы:

 

- формирование потребности обучающихся в современном качественном образовании повышенного уровня, а также предоставление возможности обучаться в индивидуальном темпе на доступном уровне сложности учебного материала;

- формирование у каждого ребенка  готовности к саморазвитию, самоопределению, социальному и нравственному выбору, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру, в современный социум;

- отработка системы специализированной подготовки  (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся;

- обеспечение преемственности  и открытости образовательных подсистем

(дошкольной, школьной, дополнительного образования, вузовской) на основе договорных отношений;

- формирование информационной культуры учащихся, навыков свободного владения информационно- коммуникационными технологиями;

- создание условия для участия ребенка  в разнообразных видах социально - ценностной деятельности;

- формирование культуры здорового образа жизни.

 

 Школа стремится вырастить выпускника:

 

- освоившего все образовательные программы согласно индивидуальным способностям, готового к  получению дальнейшего образования;

- владеющего основами   новых информационно- коммуникационных технологий;

- знающего свои гражданские права  и обязанности, обладающего чувством социальной ответственности;

- умеющего осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их;

- способного  к жизненному самоопределению и самореализации, к быстрой адаптации к различного рода изменениям.

 

Направления деятельности:

 

  • Формирование культуры научно - методического и

      психологического  сопровождения и управления инновацией.

 

  • Формирование культуры интеллектуально-

       познавательной деятельности.

 

  • Формирование  развивающей среды и единого

       педагогического пространства.

 

  • Формирование культуры здоровьесбережения.

 

Этапы освоения и внедрения новой концепции развития

     школы.

I этап

( 2008 г.). Внедрение.

 

На этом этапе вся деятельность ОУ направлена на подведение коллектива к осознанию необходимых изменений в работе школы, поиск единомышленников. Разрабатывается модель школы, определяются концептуальные положения, связываются воедино все звенья цепи в учебно-воспитательном процессе: педагоги, учащиеся, родители.  Изучается состав учащихся, микросоциум, определяется актуальность инновации. Формулируются целевые установки, вырабатываются главные ориентиры, определяются  коллективные педагогические ценности, корректируются проекты, складывается  определенный образ жизни, «лицо школы», её дух, укрепляются и развиваются традиции, основанные на позитивных ценностях.

II этап

( 2009-2010 гг.). Деятельность.

Реализация Программы «Актуальное образование»:

-         совершенствование профессионального роста учителей;

-         приращение опыта инновационной деятельности педагогического коллектива;

-         повышение уровня управленческого труда за счет единого банка данных;

-         отработка системы специализированной подготовки  (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся;

-         создание условий для участия ребенка  в разнообразных видах социально - ценностной деятельности.

III этап

( 2011 г.). Обобщение продуктивного опыта.

 

Осуществляется самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития в соответствии с критериальной базой оценки продуктивной реализации Программы развития школы.

 

 

ЧАСТЬ II.  Проект школы «Актуальное образование».

 

            

Педагогический проект выступает как системное описание деятельности педагогического коллектива по реализации социально-значимой идеи Программы развития ОУ.

Педагогическую деятельность мы подразделяем на педагогические действия, педагогические события и предполагаемые социально-педагогические явления.

 

Под педагогическими действиями мы понимаем действия, совершаемые взрослыми и под их руководством детьми по решению конкретной задачи.

 

Под педагогическими событиями мы понимаем акции (праздники, встречи, презентации, выставки и т.п.), обозначающие важный этап в идее реализации Программы.

 

Под социально-педагогическими явлениями мы понимаем совокупный педагогический результат осуществленных целенаправленных педагогических действий, значимых педагогических событий, выражающихся в качественном приращении личности ребенка (его знаний, опыта, мировоззрения, общей культуры, здоровья), а также росте профессионального мастерства педагога.

Поскольку последний раздел проекта зависит от целого ряда факторов, часть которых не поддается контролю и прогнозированию со стороны педагогического коллектива, мы назвали его «предполагаемые социально-педагогические явления».

 

 

Вектор

 педагогической деятельности

Педагогические

действия

Педагогические

события

Предполагаемые социально-

педагогические

явления

Формирование культуры научно- методического и психологического сопровождения и управления инновацией

 

 

1.Создать банк данных о научно- методической литературе по проблеме инновации. 2008 г.

 

2. Обеспечить нормативно- правовой базы. Постоянно.

 

3.Сформулировать требования к учителям, работающим в режиме инновации.               2008 г.

 

4.Активно внедрять инновационные технологии в работу методических объединений учителей- предметников:

-русский язык, литература,

-иностранный язык,

-история

- физика, математика,

- естественно-научной (биология, химия, география).

                              2008-2009 гг.

5. Разработать рекомендации по технологии проблемного метода обучения.                  2008 г.

 

6. Разработать рекомендации по технологии проектного метода обучения. 2008.г.

 

7.Разработать рекомендации по технологии  деловых и ролевых игр.                                 2009 г.

 

8.Использовать методику для взаимопосещений и анализа урока.                        Постоянно.

 

9. Шире внедрять методику дискуссионного метода.

 

10. Организовать подведение итогов  и проанализировать результаты.                         2011г.

 

11.Провести  социально- педагогический  мониторинг  и статистические исследования.

                                          2013 г.

 

12.Проводить ежегодно  психологический  мониторинг на предмет профориентации

( 8 кл.).                       Постоянно.

 

13.Проводить ежегодно  мониторинг учащихся на предмет комфортности среды. Постоянно

 

14. Создать систему диагностики результатов образовательного процесса.           2008-2009 гг.

 

15. Создать на базе библиотеки школы медиатеку.         2008 г.

 

 

1.Презентация  программы    школы «Актуального образования».         2007-2008 гг.

 

2.Заседание МО  всех направлений по теме «Использование новых технологий в практике обучения и воспитания учащихся».         2008 г.

 

3.Педагогический совет по методической  теме ОУ.                      2008 г.

 

4.Педагогический совет по проблеме инновации «Школа  «Актуального образования»: концепция, направления, пути реализации».      2008 г.

 

5. Организация постоянно - действующего  семинара с целью повышения квалификации педагогических работников в использовании ИКТ и Интернет – технологий.

1.Приращение опыта инновационной деятельности.

 

2.Совершенствование педагогического мастерства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вектор

педагогической деятельности

Педагогические

действия

Педагогические

события

Предполагаемые социально-

педагогические явления

Формирование развивающей среды и единого педагогического пространства

1.Оценить потребности и проанализировать возможные результаты деятельности с использованием ИКТ.         2008 г.

 

2. Создать систему мониторинга образовательной среды, основанного на ИКТ.2008-2009 гг.

 

3. Автоматизировать документооборот.                2007-2008 гг.

 

4. Создать единую локальную сеть школы.                    2008 г

 

5. Внести дополнения в рабочие программы по базовым предметам, включающие использование новых информационных технологий (с использованием компьютера).         2008-2009 гг.

 

6.  Внедрить в педагогическую практику современные информационные педагогические технологии, предусмотрев материальную заинтересованность учителей по использованию ИКТ.                      2008-2009 гг.

 

7.  Создать на базе кабинете информатики Школьный центр тестирования и самоконтроля. Подготовить и внести в головной компьютер контрольные тесты стартового, промежуточного, итогового контроля для 7-11 классов по базовым предметам (русский язык, математика, иностранный язык), в т.ч. государственные тесты абитуриентского и аттестационного тестирования.                2008-2009 гг.

 

8. Создать Центр самостоятельного обучения на базе кабинетов информатики и  читального зала (самостоятельная работа учащихся с электронными учебниками, самостоятельная проверка знаний, использование Интернета для дистанционного обучения.                2009 г.

 

9. Включить в расписание кабинета информатики  уроки  по базовым предметам с целью использования ИКТ.2009-2011 гг.

 

10. Организовать работу по конструированию учителем системы творческих заданий по предмету с использованием почты E-mail и Всемирной сети Интернет.              2009-2011 гг.

 

11. Разработать программу раннего обучения школьников компьютерным технологиям.                    

                                         2008 г.

12. Продолжить издание собственной газеты с целью освещения результатов работы школы.  

                                 Постоянно.

13.  Начать работу по изданию работ лучших учителей школы,  научно-исследовательских работ учащихся.       2008-2009 гг.

 

14. Совершенствовать систему работы по освещению работы школы в средствах массовой информации (газеты, телевидение, радио).           2008-2011 гг.

 

15. Организовать

обучение учителей на курсах пользователей.        Постоянно.

 

16 . Привлечь к работе квалифицированных специалистов по поддержке сайта школы.2008 г.

 

17. Разработать и реализовать программу обучения классных руководителей новым продуктивным воспитательным технологиям.                 2008-2009 гг.

1. Создание единого банка данных, разработки технологии поддержки принятия управленческих

решений.  2008-2009 гг.

 

2.Создание необходимых условий для обработки поступающей информации, ее отслеживания и прогностического анализа с помощью компьютерной техники.   2008-2009 гг.

 

3. Создание и поддержка сайта в Интернете и включение школы в общероссийские образовательные

Проекты.          2008 г.

 

4.Создание алгоритма управления качеством образования на основе ИКТ.         2008-2009 гг.

 

5.Создание системы информационно-коммуникативного обеспечения общественной жизни школы.

                 2008-2009 гг.

 

6.Создание единого информационного пространства, доступного для каждого участника образовательного процесса, т.е. разработана информационная среда организационной деятельности школы.

                  2008-2009 гг.

 

7.Внедрение системы сбора и обработки информации по различным направлениям образовательного процесса (информационные потоки).             2009 г.

1.Повышение уровня организации управленческого труда за счет создания единого банка данных, разработки технологии поддержки принятия управленческих решений;

 

2.Вхождение школы в российское образовательное информационное пространство

(с созданием и поддержкой сайта в Интернете и включение школы в общероссийские образовательные проекты);

 

3.Активное использование педагогами в своей деятельности Интернет и мультимедийных технологий.

 

4.Повышение компьютерной грамотности администрации и учителей школы.

 

5.Опыт разработки и поддержки с помощью учащихся старших классов собственной странички сайта.

 

6.Опыт подключения к электронной почте компьютеров в кабинетах информатики и медиатеке.

 

7.Опыт  самостоятельной работы учащихся с

электронными

письмами через

E-mail.

 

8.Опыт публичных выступлений учащихся.

 

9. Опыт общения учащихся и учителей.

 

 

 

 

 

Вектор

педагогической деятельности

Педагогические

действия

Педагогические

события

Предполагаемые социально-

педагогические явления

Формирование  культуры интеллектуально- познавательной деятельности

1. Модернизировать программы с углубленным изучением предметов:

- по математике  - 5-9 кл.

- по физике  - 7-9 кл.

- по химии   - 8-9 кл.

- русский язык   - 5-9 кл.

- иностранный яз. - 5-9 кл.

- история  - 5-9 кл.

профильного обучения - 10  - 11 кл.2008 г.

2. Создать  сквозные программы по предметам естественно – математического и гуманитарного циклов (начальная школа – основная школа – средняя школа).

                                                  2008-2012 гг.

3. Разработать индивидуальные учебные маршруты.                                 Постоянно.

 4. Организовать работу профильных классов (10 - 11 кл.) по направлениям:

- информационно- технологический;

- оборонно- спортивный и др.;

 по запросам учащихся и родителей. Ежего… Продолжение »