МБОУ-СОШ №25

Адрес: г. Тула, ул. Калинина, д. 7, тел. 40-87-13


E-mail: school_2507@mail.ru

 

              Основная образовательная программа

 Принята на Совете школы (протокол №26 от 22.04.11)                 

 1. Пояснительная записка ООП НОО

 

1.1  Цели реализации ООП НОО,нормативно-правовые документы, положенные в основу создания программы

 

Основная образовательнаяпрограмма начального общего образования МОУ–СОШ №25 разработана в соответствиис требованиями федерального государственного образовательного стандарта общегообразования к структуре основной образовательной программы, определяетсодержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общегообразования и направлена на  формированиеобщей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностноеи интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализацииучебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческихспособностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укреплениездоровья обучающихся.

  Данная программа:

-  разработана заместителем директора по УВРначальной школы Барменковой О.В.;

- сформирована с учетомособенностей первой ступени образования как фундамента всего последующегообучения.

Образовательная программа МОУ-СОШ№ 25 содержит следующие разделы:

1.     Пояснительную записку;

2.     Базисный учебный план МОУСШ № 25 на 2011/2012 учебныйгод;

3.     Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательной

программы начального общегообразования;

4.     Программу формирования универсальных учебных действий уобучающихся;

5.     Программу формирования культуры здорового и безопасногообраза жизни;

6.     Программу коррекционной работы;

7.     Систему оценки достижения планируемых результатовосвоения основной

образовательной программыначального общего образования;

Содержание данной программыформируется с учетом социальнокультурных

особенностей и потребностейТульской области.

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:

- с изменением при поступлении вшколу ведущего вида деятельности;

- с освоением новой социальнойпозиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитиемпотребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребенкановой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позицииученика, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного ипознавательного развития;

- с формированием у школьникаоснов умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать,сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать своюдеятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем исверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этомсамооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- с моральным развитием, котороесущественным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми исверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основгражданской идентичности и мировоззрения.

При определении стратегическиххарактеристик образовательной программы учитываются: существующий разброс втемпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательнойдеятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д.,связанные с возрастными, психологическими и физиологическими особенностями учащихсяначальной школы.

Целью данной образовательнойпрограммы начального общего образования является обеспечение планируемыхрезультатов по достижению выпускников начальной общеобразовательной школы № 25 целевыхустановок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными,семейными, общественными, государственными потребностями и возможностямиребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развитияи состояния здоровья.

    Нормативно – правовой базойобразовательной программы начального общего образования является:

- Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята Генеральнойассамблеей ООН 20.11.89г. (ст. 49), действует с 02.09.90г.);

- Конституция РФ (от 12.12.93г.);

- Национальная доктрина образования РФ (от 04.10.2000г.);

- Закон «Об образовании» (от 09.02.04г.) №433 – ЗТО вредакции закона ТО (от 11.12.05г.);

- Концепция модернизации российского образования на периоддо 2010г. (Приказ от 11.02.02 г.)

 

1.2. Принципы и подходы к формированию ООННОО, анализ участников образовательного процесса

 

В основе программыдуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальногообщего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизнилежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал. Воспитаниевсегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цельстремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственногоразвития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее единство укладашкольной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различныхсубъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития ивоспитания «Мы и наша культура» направлена на достижение национальноговоспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценностиданного принципа определяют основное содержание духовно-нравственного развитияи воспитания младшего школьника. Их отбор происходит на основе национальноговоспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системеценностей.

Принцип следованиянравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственноговоспитания. Пример – это возможная модель выстраива6ния отношений ребенка сдругими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенногозначимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольнойдеятельности МОУ – СОШ №25 наполнено примерами нравственного поведения. Примеркак метод воспитания расширяет нравственный опыт ребенка, побуждает его квнутреннему диалогу, пробуждает в нем нравственную рефлексию, обеспечиваетвозможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений.Особое значение для духовно-нравственного развития имеет пример учителя.

Принцип идентификации(персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрастепреобладает образно-эмоциональное восприятие действительности. Развитымеханизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрастевыражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие,эмоционально-привлекательные образы людей, неразрывно связанные с тойситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являютсядейственными средствами нравственного воспитания ребенка.

Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общениемладшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимымивзрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможнымего организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания ибезусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и присваивать туценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведениянравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, нопредусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектногодиалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизниневозможны вне диалогического общения ребенка со значимым другим. Содержаниемэтого педагогически организованного общения предполагает совместное освоениебазовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектностивоспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личностиимеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьниквключен в различные виды социальной, информационной, коммуникативнойактивности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивыеценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни МОУ – СОШ №61предусматривает согласованность деятельности всех участников образовательногопроцесса, принимающих участие в духовно-нравственном развитии и воспитаниимладших школьников. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены какнациональный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей.

Принципсистемно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное надуховно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьнойжизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в томчисле общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграциясодержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы ихдуховно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовыхнациональных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемаякак вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья?Милосердие? Закон? Честь? и т.д. Понимание – это ответ на вопрос. Онодостигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие ихличностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе спедагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизниобращаются к содержанию:

- общеобразовательных дисциплин;

- произведений искусства;

- периодической литературы,публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

- духовной культуры и фольклоранародов России;

- истории, традиций и современнойжизни своей Родины, Тульского края, своей семьи;

- жизненного опыта своихродителей и прародителей;

- общественно полезной иличностно значимой деятельности в рамках педагогически организованныхсоциальных и культурных практик;

- других источников информации икультурных практик.

Решение этих задач предполагаетрекомендованный Министерством образования и науки РФ и выбранный МОУ – СОШ №25УМК «школа России».

Перечисленные принципы определяютконцептуальную основу уклада школьной жизни.

1.3. Общая характеристика ООП НОО

 

    Формы, методы исредства обучения, духовно-нравственного развития и воспитания, а так жеоценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации определеныуставом школы и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Обобразовании», Стандартом    Учебнаянагрузка и режим занятий определены в программе в соответствии с действующимисанитарными нормами.

    Разработаннаяпрограмма предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения программывсеми обучающимися начальной школы, в том числе детьми с ограниченнымивозможностями здоровья;

- выявление и развитие способностей первоклассников, в томчисле одаренных детей, через систему дополнительных внеурочных занятий (ритмика,спортивные кружки и секции, - организацию интеллектуальных и творческихсоревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательскойдеятельности;

-участию обучающихся, родителей, педагогических работников вразвитии внутришкольной социальной среды;

- использование в учебном процессе современныхобразовательных технологий деятельностного типа;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихсяпри поддержке педагогических работников.

     Образовательноеучреждение МОУ-СОШ №25 обеспечивает реализацию программы, знакомит обучающихсяи их родителей с уставом и другими документами, регламентирующими осуществлениеобразовательного процесса, с их правами и обязанностями, закрепленными взаключенном учреждением договоре.

К числу планируемых результатовосвоения образовательной программы отнесены:

- личностные результаты –готовность и способность обучающихся к саморазвитию,  сформированность мотивации к учению ипознанию,  ценностно-смысловые установкивыпускников начальной школы, социальные компетентности, личностные качества;сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты –освоенные обучающимися универсальные учебные действия;

- предметные результаты –освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт по получениюнового знания, его преобразования  иприменению.

В основе реализации разработаннойпрограммы лежит системно-деятельностныйподход, который предполагает:

- воспитание и развитие качествличности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационнойэкономики, задачам построения российского гражданского общества на основепринципов толерантности, диалога культур и уважения его многонациональногосостава;

- переход к стратегии социальногопроектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологийобразования;

- ориентацию на достижение целейи основного результата образования – развитие личности обучающегося на основеосвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей ролисодержания образования, способов организации образовательной деятельности иучебного сотрудничества;

- учет индивидуальных возрастных,психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значениявидов деятельности и форм общения при определении образовательных целей и путейих достижения;

- обеспечение преемственностидошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего ипрофессионального образования;

- разнообразие индивидуальныхобразовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося,обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, расширениезоны ближнего развития.

 

  1. Базисный учебный план начального общего образования

            МОУ-СОШ № 25 Пролетарского района города Тулы

            на 2011-2012 учебный год

           Основная образовательная  программа начального общего образования в 1 классе реализуется  образовательным учреждением  через учебный план и внеурочную деятельность.

          Внеурочнаядеятельность организуется по  следующимнаправлениям развития личности: спортивно-оздоровительное,духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

          Формыорганизации внеурочной деятельности:

                Курс«Основы православной культуры» (1ч в неделю);

Ø  Занятияпо ритмике (1ч в неделю);

Ø  Психолого-педагогическиетренинги  (1ч в неделю);

Ø  Занятияв ТОЭБЦу  (1 ч в неделю);

Ø  Занятияв  ПМК ( Подростково - Молодежный Клуб)Пролетарского района СП (структурное подразделение) №3 (шахматы, теннис,изостудия);

Ø  Спортивнаядеятельность ( туризм,  общая физическаяподготовка).

Ø Начальное общее образование.

                           

1абвг классы

 

                           (2011-2012 учебныйгод)

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Федеральный компонент

 

Русский язык

3

Литературное чтение

2

Математика

4

Окружающий мир

2

Искусство ( музыка)

1

Искусство (ИЗО)

1

Труд

1

Физическая культура

3

Итого

17

Региональный компонент и компонент образовательного учреждения

 

Русский язык

2

Продолжение »