Программа «ЗДОРОВЬЕ»
1. Содержание программы и обоснование ее решения программными методами.
На образование как государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача сохранения физического, психологического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Для ее решения необходимы разработка Программы, направленной на укрепление здоровья обучающихся.
Данные по состоянию здоровья учащихся настораживают.
Таким образом, работа со здоровьем в системе школьного образования сегодня занимает исключительное по значимости положение в силу следующих причин:
в школе формируется мировоззрение и система ценностей будущего поколения, что предопределяет стратегическую успешность программы построения здорового образа жизни;
система школьного образования закладывает базу здоровья на всю дальнейшую жизнь, а имеющиеся проблемы со здоровьем или вредными привычками могут быть успешно преодолены или компенсированы;
Таким образом, программа, нацеленная на контингент школьного возраста, является наиболее перспективной программой обеспечения здоровья.
2. Цели и задачи Программы
Цель – формирование здорового образа жизни у детей за счет объединения усилий различных социальных и общественных структур.
Для достижения цели необходимо:
объединить усилия различных социальных общественных структур, заинтересованных в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, определение способов взаимодействия;
создание новых педагогических технологий, формирующих у детей ценности, привычки и способности к здоровому образу жизни;
за счет освещения в СМИ конкретных мер, принимаемых в школе, обеспечить возможность подключения к указанной проблеме родителей, общественности.
3. Механизм реализации Программы.
Реализация Программы предусматривает следующий стратегический подход в решении поставленных задач:
фокусирование внимания на приоритетных факторах риска и образа жизни, влияющих как на здоровье так и на общее благополучие, способности к получению знаний как в настоящем, так и в будущем;
объединение и исследование всех компонентов как самой школьной системы, так и прямо или косвенно на них влияющих;
сотрудничество на всех уровнях;
активное вовлечение детей в том числе и руководство и оценку хода программных мероприятий;
активное вовлечение педагогов в создание Программы укрепления здоровья на рабочем месте; образование и повышение квалификации по вопросам укрепления здоровья и здорового образа жизни;
активное вовлечение родителей;
использование комплексной системы планирования, мониторинга оценки хода Программы и ее отдельных элементов.
Основными направлениями деятельности педагогов и всех заинтересованных в привитии учащимся навыков здорового образа жизни лиц являются:
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма, курения и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;
нормализация учебной нагрузки;
создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;
создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового образа жизни;
использование собственного опыта детей, готовности их к восприятию знаний и собственным действиям в защиту здоровья.
Таким образом, должна быть создана система формирования новой идеологии в отношении к здоровью.
4. Оценка эффективности реализации Программы.
В результате осуществления Программы ожидается:
создание комплексного мониторинга состояния здоровья детей;
снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний;
коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
обеспечение условий для практической реализации и индивидуального подхода к обучению и воспитанию.