Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации муниципального образования город Тула
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №25
300040, г. Тула, ул. Калинина, дом 7 тел. 40-84-15, 40-89-24, тел(факс) 40-87-13 E-mail: school_2507@mail.ru
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ-СОШ № 25
____________В.В.Бирюков
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МОУ-СОШ № 25
«АКТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ
Преамбула………………………………………………………………………………3
Научно-методическая концепция и модель МОУ-СОШ №25
«Актуальное образование» …………………………………………………………11
Часть I. Концепция развития школы…………………………………………..….11
1. Наше видение школы будущего………………………………………………….11
2. Структурно- содержательная модель школы, реализующей Программу
«Актуальное образование»………………………………………………………..14
3. Технологии «Актуального образования»……………………………………….15
4. Система творческих коммуникаций МОУ-СОШ № 25 по Программе
«Актуальное образование»…………………………………………………………16
5. Режим работы школы……………………………………………………………..17
6.Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы…………..18
Часть II. Проект школы «Актуальное образование»……………………………19
Часть III. Критериальная база мониторинга результатов Программы
развития школы «Актуальное образование»…………………………………….27
Преамбула.
Информационная справка о школе.
- 1. Качественная характеристика.
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 25 г. Тулы ведет свою историю с 1867 года. Современная история школы начинается с 1938 года.
Современное типовое 3-х этажное здание на 1147 человек введено в эксплуатацию в 1976 году. Оно располагает 52 классными комнатами, спортивным залом, актовым залом на 210 мест, столовой на 220 посадочных мест, медицинским и зубоврачебным кабинетами, библиотекой с читальным залом, двумя мастерскими (столярной, слесарной), кабинетами технологии, информатики, изобразительного искусства, музыки. Имеется пришкольный участок и стадион.
В 2007-2008 учебном году в школе обучается 900 учащихся. Это 35 классов, занимающихся в одну смену в режиме пятидневной (1 - 7 кл.) и шестидневной (8 - 11 кл.) учебной недели.
Продолжительность урока - 45 минут.
Вторая половина дня, суббота - индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы, работа кружков и секций, общешкольные дела, классные мероприятия.
С 2007 года школа является муниципальной базовой площадкой по теме:
«Актуальное образование».
Характеристика педагогического коллектива.
Педагогический коллектив школы состоит из 70 учителей, среди них имеют высшую квалификационную категорию – 40 человек, первую – 15 человек, вторую – 12 человек, звание «Заслуженный учитель РФ» имеют 2 человека, значок «Отличник просвещения РФ» - 7 человек, «Почетный работник общего образования РФ» – 8 человек, «Отличник физической культуры и спорта РФ» - 2 человека, Грамотами Министерства образования награждены 3 человека.
3. Особенности управления школой.
Административное управление осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, Попечительский совет, педагогический совет.
Заместители директора реализуют оперативное управление учебно-воспитательным процессом и осуществляют мотивационную, организационно-исполнительную, контрольно-регулирующую и оценочно-результативную функции.
На образовательную ситуацию в школе оказывает свое влияние микрорайон. Удобное расположение и сложившиеся традиции дают большие возможности взаимодействия с культурным центром города и позволяют обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, культурологических и спортивных интересов учащихся.
4. Социальная среда школы:
Стабильный уровень материального состояния семей:
-малообеспеченных - 10,9 %.
Снижается уровень неполных семей:
20,8 % (2007 г.) - 17,2 % (2008 г.).
Уменьшается процент проблемных и неблагополучных семей:
0,07 % (2007 г.) - 0,02 % (2008 г.).
Растет количество многодетных обеспеченных семей:
2,5 % (2007 г.) - 3,1 % (2008 г.).
Тревожит уровень состояния здоровья учащихся:
- здоровых детей - 27,8 % (2007 г.) - 27,9% (2008 г.);
- детей-инвалидов - 2,4 % (2007 г.) - 2,3 % (2008 г.);
- на домашнем обучении - 1,4 % (2007 г.) - 1,6 % (2008 г.).
С 2005 по 2007 г.г. в МОУСОШ №25 произошло общее уменьшение числа учащихся в среднем на 250 человек: с 1153 в 2005 г. до 900 в 2007 г.
Вместе с этим наблюдается, хотя и незначительный, рост общей заболеваемости среди учащихся в 2006 г. примерно на 5% и одновременное снижение ее в 2007 г. на 3%. Такие статистические данные можно объяснить тем, что состояние здоровья обучающихся в школе детей напрямую зависит от места проживания учеников. Подавляющее большинство учащихся – это жители Пролетарского района г. Тулы, где и располагается учебное заведение. Пролетарский район является наиболее насыщенным промышленными предприятиями районом нашего города. Неблагоприятная экологическая обстановка, связанная с выбросами промышленных отходов, близостью расположения крупных транспортных магистралей, несомненно, снижает качество жизни детей и влияет на общее состояние организма. Все это сказывается на росте заболеваемости среди детей и подростков.
Все вышеперечисленные факторы оказывают соответствующее влияние на формирование ученика. И школа таким образом является тем институтом, в котором каждый ребенок не только получает знания, но и учится находиться в социуме, отрабатывая актуальные коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
5. Субъекты и источники социального заказа школы
В определении перспектив развития школа опирается на социальный заказ следующих уровней:
- Ø государство ориентирует школу на создание условий для развития свободной, деятельной, социально адаптированной личности, получившей качественное актуальное образование и обладающей гражданской ответственностью;
- Ø общество ожидает от школы актуальное формирование воспитанной личности, считающейся с нормами и правилами поведения, впитавшей в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающей права личности и собственности формирование;
- Ø учредитель хочет видеть в нас школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине, отвечающую современным санитарно- гигиеническим и эстетическим требованиям, неукоснительно выполняющую законы в области образования и прав ребенка;
- Ø родители хотят, чтобы школа:
1) развивала способности и интересы ребенка;
2) формировала гражданскую позицию;
3) формировала деловые способности, трудолюбие, самодисциплину;
4) приобщала к национальной культуре;
5) обучала будущей профессии.
По результатам опроса у более 70 % родителей школа ассоциируется с домом и семьей.
Необходимость быстро реагировать на удовлетворение широкого спектра образовательных запросов общества, различный уровень способностей ученического контингента, ориентация выпускников и родителей на получение высшего и специального профессионального образования определила выбор в сторону создания модели школа «Актуального образования».
- 1. Документы, лежащие в основе разработки программы развития:
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция о правах ребенка.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
- Устав школы.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
- Программа РФ «Развитие единой информационной образовательной среды».
- Федеральная целевая программа «Дети России».
- Концепция развития физической культуры и спорта.
Программа развития - это важнейший стратегический документ ОУ. Она определяет соответствие концептуальной модели «Актуальное образование» государственным базовым стандартам образования, согласует план преобразования школы с нормативными документами. Программа развития ОУ не догма, она открыта для внесения корректив по ходу претворения проекта в жизнь, предусматривает постоянный анализ выполнения поставленных целей и задач.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
И МОДЕЛЬ МОУ-СОШ № 25
«АКТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ЧАСТЬ 1. Концепция развития школы.
- 1. Наше видение школы будущего.
Мы хотим построить культуросообразную профессионально ориентированную школу, которая обеспечивает актуальный педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, реализация его природных способностей и возможностей и профессиональных интересов.
Цели школы:
1. Формирование человека, обладающего достаточным уровнем знаний о мире, о разных профессиях.
2. Подготовка гражданина, способного осуществлять социальный и нравственный выбор, обладающего разнообразным жизненным опытом, в том числе опытом успеха.
3. Формирование человека, готового к осуществлению разнонаправленных коммуникаций (человек - человек, человек - социум, человек - природа, человек - машина).
МОУ-СОШ № 25 – культуросообразная, профессионально ориентированная школа, это школа со смешанным составом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:
I ступень - начальные классы (1 - 4 классы )
II ступень - основная школа (5 - 9 классы с предпрофильной подготовкой в 9-х классах);
III ступень - средняя (полная) школа (10 - 11классы с профильными классами, довузовской подготовкой).
Для достижения поставленных целей образования и воспитания коллектив школы выбрал стратегическую линию - реализацию модели «Актуальное образование».
Основные принципы программы:
ü Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства.
ü Принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержания достоинства в отношении учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения.
ü Принцип развивающего обучения предполагает, кроме репродуктивных методик, применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся; развитие умственных способностей; использование новейших педагогических технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда.
ü Принцип индивидуализации обучения и воспитания успехом предполагает всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика; совершенствование системы оценочной деятельности педагогов как фактора мотивации учащихся на успешность во всех сферах жизнедеятельности.
ü Принцип дифференциации предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся.
ü Принцип целостности предполагает построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся; создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
ü Принцип междисциплинарной интеграции содержит выход на смежные науки, координацию курсов на основе этого принципа. Здесь можно говорить о двух уровнях: интеграция внутри самого предмета и интеграция внешняя, предполагающая передачу выходящих за рамки предмета отдельных элементов в другие курсы вплоть до создания междисциплинарных курсов.
ü Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные» отношения повторения и учения на всех ступенях образования.
ü Принцип вариативности. Поскольку одной из задач обучения в школе является комплексное образование, дающее возможность выпускникам поступить в ВУЗы гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного, медицинского профилей, то системой обучения и программами должны быть обеспечены элективные специализированные курсы, интегрирован принцип вариативности программ и учебной литературы, подача материала.
Основные задачи программы:
- формирование потребности обучающихся в современном качественном образовании повышенного уровня, а также предоставление возможности обучаться в индивидуальном темпе на доступном уровне сложности учебного материала;
- формирование у каждого ребенка готовности к саморазвитию, самоопределению, социальному и нравственному выбору, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру, в современный социум;
- отработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся;
- обеспечение преемственности и открытости образовательных подсистем
(дошкольной, школьной, дополнительного образования, вузовской) на основе договорных отношений;
- формирование информационной культуры учащихся, навыков свободного владения информационно- коммуникационными технологиями;
- создание условия для участия ребенка в разнообразных видах социально - ценностной деятельности;
- формирование культуры здорового образа жизни.
Школа стремится вырастить выпускника:
- освоившего все образовательные программы согласно индивидуальным способностям, готового к получению дальнейшего образования;
- владеющего основами новых информационно- коммуникационных технологий;
- знающего свои гражданские права и обязанности, обладающего чувством социальной ответственности;
- умеющего осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их;
- способного к жизненному самоопределению и самореализации, к быстрой адаптации к различного рода изменениям.
Направления деятельности:
- Формирование культуры научно - методического и
психологического сопровождения и управления инновацией.
- Формирование культуры интеллектуально-
познавательной деятельности.
- Формирование развивающей среды и единого
педагогического пространства.
- Формирование культуры здоровьесбережения.
Этапы освоения и внедрения новой концепции развития
школы.
I этап
( 2008 г.). Внедрение.
На этом этапе вся деятельность ОУ направлена на подведение коллектива к осознанию необходимых изменений в работе школы, поиск единомышленников. Разрабатывается модель школы, определяются концептуальные положения, связываются воедино все звенья цепи в учебно-воспитательном процессе: педагоги, учащиеся, родители. Изучается состав учащихся, микросоциум, определяется актуальность инновации. Формулируются целевые установки, вырабатываются главные ориентиры, определяются коллективные педагогические ценности, корректируются проекты, складывается определенный образ жизни, «лицо школы», её дух, укрепляются и развиваются традиции, основанные на позитивных ценностях.
II этап
( 2009-2010 гг.). Деятельность.
Реализация Программы «Актуальное образование»:
- совершенствование профессионального роста учителей;
- приращение опыта инновационной деятельности педагогического коллектива;
- повышение уровня управленческого труда за счет единого банка данных;
- отработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся;
- создание условий для участия ребенка в разнообразных видах социально - ценностной деятельности.
III этап
( 2011 г.). Обобщение продуктивного опыта.
Осуществляется самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития в соответствии с критериальной базой оценки продуктивной реализации Программы развития школы.
ЧАСТЬ II. Проект школы «Актуальное образование».
Педагогический проект выступает как системное описание деятельности педагогического коллектива по реализации социально-значимой идеи Программы развития ОУ.
Педагогическую деятельность мы подразделяем на педагогические действия, педагогические события и предполагаемые социально-педагогические явления.
Под педагогическими действиями мы понимаем действия, совершаемые взрослыми и под их руководством детьми по решению конкретной задачи.
Под педагогическими событиями мы понимаем акции (праздники, встречи, презентации, выставки и т.п.), обозначающие важный этап в идее реализации Программы.
Под социально-педагогическими явлениями мы понимаем совокупный педагогический результат осуществленных целенаправленных педагогических действий, значимых педагогических событий, выражающихся в качественном приращении личности ребенка (его знаний, опыта, мировоззрения, общей культуры, здоровья), а также росте профессионального мастерства педагога.
Поскольку последний раздел проекта зависит от целого ряда факторов, часть которых не поддается контролю и прогнозированию со стороны педагогического коллектива, мы назвали его «предполагаемые социально-педагогические явления».
Вектор педагогической деятельности | Педагогические действия | Педагогические события | Предполагаемые социально- педагогические явления |
Формирование культуры научно- методического и психологического сопровождения и управления инновацией
| 1.Создать банк данных о научно- методической литературе по проблеме инновации. 2008 г.
2. Обеспечить нормативно- правовой базы. Постоянно.
3.Сформулировать требования к учителям, работающим в режиме инновации. 2008 г.
4.Активно внедрять инновационные технологии в работу методических объединений учителей- предметников: -русский язык, литература, -иностранный язык, -история - физика, математика, - естественно-научной (биология, химия, география). 2008-2009 гг. 5. Разработать рекомендации по технологии проблемного метода обучения. 2008 г.
6. Разработать рекомендации по технологии проектного метода обучения. 2008.г.
7.Разработать рекомендации по технологии деловых и ролевых игр. 2009 г.
8.Использовать методику для взаимопосещений и анализа урока. Постоянно.
9. Шире внедрять методику дискуссионного метода.
10. Организовать подведение итогов и проанализировать результаты. 2011г.
11.Провести социально- педагогический мониторинг и статистические исследования. 2013 г.
12.Проводить ежегодно психологический мониторинг на предмет профориентации ( 8 кл.). Постоянно.
13.Проводить ежегодно мониторинг учащихся на предмет комфортности среды. Постоянно
14. Создать систему диагностики результатов образовательного процесса. 2008-2009 гг.
15. Создать на базе библиотеки школы медиатеку. 2008 г.
| 1.Презентация программы школы «Актуального образования». 2007-2008 гг.
2.Заседание МО всех направлений по теме «Использование новых технологий в практике обучения и воспитания учащихся». 2008 г.
3.Педагогический совет по методической теме ОУ. 2008 г.
4.Педагогический совет по проблеме инновации «Школа «Актуального образования»: концепция, направления, пути реализации». 2008 г.
5. Организация постоянно - действующего семинара с целью повышения квалификации педагогических работников в использовании ИКТ и Интернет – технологий. | 1.Приращение опыта инновационной деятельности.
2.Совершенствование педагогического мастерства |
Вектор педагогической деятельности | Педагогические действия | Педагогические события | Предполагаемые социально- педагогические явления |
Формирование развивающей среды и единого педагогического пространства | 1.Оценить потребности и проанализировать возможные результаты деятельности с использованием ИКТ. 2008 г.
2. Создать систему мониторинга образовательной среды, основанного на ИКТ.2008-2009 гг.
3. Автоматизировать документооборот. 2007-2008 гг.
4. Создать единую локальную сеть школы. 2008 г
5. Внести дополнения в рабочие программы по базовым предметам, включающие использование новых информационных технологий (с использованием компьютера). 2008-2009 гг.
6. Внедрить в педагогическую практику современные информационные педагогические технологии, предусмотрев материальную заинтересованность учителей по использованию ИКТ. 2008-2009 гг.
7. Создать на базе кабинете информатики Школьный центр тестирования и самоконтроля. Подготовить и внести в головной компьютер контрольные тесты стартового, промежуточного, итогового контроля для 7-11 классов по базовым предметам (русский язык, математика, иностранный язык), в т.ч. государственные тесты абитуриентского и аттестационного тестирования. 2008-2009 гг.
8. Создать Центр самостоятельного обучения на базе кабинетов информатики и читального зала (самостоятельная работа учащихся с электронными учебниками, самостоятельная проверка знаний, использование Интернета для дистанционного обучения. 2009 г.
9. Включить в расписание кабинета информатики уроки по базовым предметам с целью использования ИКТ.2009-2011 гг.
10. Организовать работу по конструированию учителем системы творческих заданий по предмету с использованием почты E-mail и Всемирной сети Интернет. 2009-2011 гг.
11. Разработать программу раннего обучения школьников компьютерным технологиям. 2008 г. 12. Продолжить издание собственной газеты с целью освещения результатов работы школы. Постоянно. 13. Начать работу по изданию работ лучших учителей школы, научно-исследовательских работ учащихся. 2008-2009 гг.
14. Совершенствовать систему работы по освещению работы школы в средствах массовой информации (газеты, телевидение, радио). 2008-2011 гг.
15. Организовать обучение учителей на курсах пользователей. Постоянно.
16 . Привлечь к работе квалифицированных специалистов по поддержке сайта школы.2008 г.
17. Разработать и реализовать программу обучения классных руководителей новым продуктивным воспитательным технологиям. 2008-2009 гг. | 1. Создание единого банка данных, разработки технологии поддержки принятия управленческих решений. 2008-2009 гг.
2.Создание необходимых условий для обработки поступающей информации, ее отслеживания и прогностического анализа с помощью компьютерной техники. 2008-2009 гг.
3. Создание и поддержка сайта в Интернете и включение школы в общероссийские образовательные Проекты. 2008 г.
4.Создание алгоритма управления качеством образования на основе ИКТ. 2008-2009 гг.
5.Создание системы информационно-коммуникативного обеспечения общественной жизни школы. 2008-2009 гг.
6.Создание единого информационного пространства, доступного для каждого участника образовательного процесса, т.е. разработана информационная среда организационной деятельности школы. 2008-2009 гг.
7.Внедрение системы сбора и обработки информации по различным направлениям образовательного процесса (информационные потоки). 2009 г. | 1.Повышение уровня организации управленческого труда за счет создания единого банка данных, разработки технологии поддержки принятия управленческих решений;
2.Вхождение школы в российское образовательное информационное пространство (с созданием и поддержкой сайта в Интернете и включение школы в общероссийские образовательные проекты);
3.Активное использование педагогами в своей деятельности Интернет и мультимедийных технологий.
4.Повышение компьютерной грамотности администрации и учителей школы.
5.Опыт разработки и поддержки с помощью учащихся старших классов собственной странички сайта.
6.Опыт подключения к электронной почте компьютеров в кабинетах информатики и медиатеке.
7.Опыт самостоятельной работы учащихся с электронными письмами через E-mail.
8.Опыт публичных выступлений учащихся.
9. Опыт общения учащихся и учителей.
|
Вектор педагогической деятельности | Педагогические действия | Педагогические события | Предполагаемые социально- педагогические явления |
Формирование культуры интеллектуально- познавательной деятельности | 1. Модернизировать программы с углубленным изучением предметов: - по математике - 5-9 кл. - по физике - 7-9 кл. - по химии - 8-9 кл. - русский язык - 5-9 кл. - иностранный яз. - 5-9 кл. - история - 5-9 кл. профильного обучения - 10 - 11 кл.2008 г. 2. Создать сквозные программы по предметам естественно – математического и гуманитарного циклов (начальная школа – основная школа – средняя школа). 2008-2012 гг. 3. Разработать индивидуальные учебные маршруты. Постоянно. 4. Организовать работу профильных классов (10 - 11 кл.) по направлениям: - информационно- технологический; - оборонно- спортивный и др.; по запросам учащихся и родителей. Ежего… Продолжение » |