3.2.2. Представлениео том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными,коммуникативными, - переломленными через специфику содержания того или иногопредмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса
В результатеизучения всех предметов у выпускников начальной школы МОУ – СОШ № 25 будутсформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебныедействия как основа умения учиться. Всоставе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевымцелям общего образования можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный,познавательный и коммуникативный.
На ступениначального общего образования имеет особое значение обеспечениесбалансированного развития у обучающихся наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающеериск развития формализма мышления, формирование псевдологического мышления.Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературноечтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».
Каждый предмет раскрывает определенныевозможности для формирования универсальных учебных действий.
Русский язык
Личностные | Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу |
Коммуникативные | Формирование «языкового чутья»; оценивание правильности выбора языковых и неязыковых средств устного и письменного общения; соблюдение в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; выражение собственное мнения, аргументирование его; ориентация на позицию партнера, учет различных мнений в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
|
Регулятивные | Применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания; овладение умением проверять написанное; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; анализирование последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом; |
Познавательные | Формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей |
Литературное чтение | |
Личностные | Формирование смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов, основ гражданской идентичности; самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведений, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений. |
Коммуникативные | Умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации; ведение диалога в различных ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; умение понимать констекстную речь на основе воссоздания картины и поступков героя. |
Регулятивные | Умение строить план с выделением существенной информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Познавательные | Смысловое чтение текста и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободная ориентация и восприятие художественных текстов; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; |
Иностранный язык | |
Личностные | Формирование гражданской идентичности личности и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге. |
Коммуникативные | Общее речевое развитие на основе формирования обощенных лингвистических структур грамматики и синтеза; развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитие письменной речи; формирование ориентации на партнера, умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение. |
Регулятивные | Развитие способности к мобилизации сил и энергии и преодолению препятствий. |
Познавательные | Развитие смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана). |
Математика | |
Личностные | Оценивание усваиваемого материала. |
Коммуникативные | Развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и участие в коллективном обсуждении при решении задач. |
Регулятивные | Формирование умения составлять план решения арифметических задач, учитывая последовательность действий. |
Познавательные | Развитие логических и алгоритмических действий, включая знаково-символические, а также планирование (последовательности действий при решении задачи), систематизацию и структуирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию условий, формирование элементов системного мышления, приобретение основ информационной грамотности. |
Окружающий мир | |
Личностные | Формирование умения различать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте РФ, Москву, свой город; ознакомление с особенностями разных стран. Развитие морально-этического сознания. Формирование основ исторической памяти, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона. Жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности. Принятие правил здорового образа жизни и понимание их необходимости. |
Коммуникативные | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
Познавательные | Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска информации, в том числе с использованием различных средств ИКТ; формирование действий замещения и моделирования; формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы; установление причинно-следственных связей в окружающем мире. |
Музыка | |
Личностные | Формирование эстетических и ценностно-смысловых ориентаций, создающих основу для позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Обеспечение формирования российской гражданской идентичности и толерантности через приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образам народной и профессиональной музыки. |
Коммуникативные | Развитие эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать их на основе собственного самовыражения. |
Познавательные | Формирование замещения и моделирования. |
Изобразительное искусство | |
Личностные | Формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов через приобщение к мировой и отечественной культуре, освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов. |
Коммуникативные |
|
Регулятивные | Формирование замысла, планирование и организация действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата |
Познавательные | Формирование общеучебных действий, замещение и моделирование в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. |
Технология | |
Личностные | Ознакомление учащихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития. Формирование мотивации успеха младших школьников, творческой самореализации. |
Коммуникативные | Развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности |
Регулятивные | Развитие целеполагания, планирование, прогнозирование, контроль коррекция и оценка. |
Познавательные | Формирование внутреннего плана действий на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий. |
3.3. Планируемые результаты системы обобщенныхличностно-ориентированных целей образования
3.3.1. Цели – ориентиры, определяющие ведущие целевые установки иосновные ожидаемые результаты освоения данной программы
В структурепланируемых результатов по каждой учебной программе выделяются следующие уровниописания.
Цели-ориентирыопределяют ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изученияданной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призва6нодать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет?» планируемыерезультаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, предваряющемпланируемые результаты по отдельным разделам данной программы. Этот блокрезультатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитиеличности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие целиобразования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок,развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностейобучающихся. Оценка достижения этихцелей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использованиеисключительно неперсонифицированной информации, а полученные результатыхарактеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональномуровнях.
3.3.2. Цели, характеризующиесистему учебных действий в отношении
опорного материала
Планируемые результаты, описывающие этугруппу целей, приведены в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу даннойпрограммы. Они ориентируют на то, какой уровень освоения опорного учебногоматериала ожидается от выпускников. Критерием отбора данных результатов служат: их значимость для решенияосновных задач образования на данной ступени. Необходимость для последующегообучения. А также потенциальная возможность их достижения большинствомучащихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскуюкомпетентность обучающихся. Достижениерезультатов данной группы выносится на итоговую оценку, которая можетосуществляться как в ходе освоения данной программы. Так и по итогам ееосвоения. Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующимисполнительскую компетентность обучающихся, ведется с помощью заданий базовогоуровня, а на уровне действий . соответствующих зоне ближнего развития, - спомощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданийбазового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопросао возможности перехода на следующую ступень обучения.
3.3.3. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении ЗУН,расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика длядальнейшего изучения данного предмета
Планируемыерезультаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускникполучит возможность научиться» к каждому разделу этой программы. Уровеньдостижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могутпродемонстрировать только отдельные учащиеся, имеющие более высокий уровеньмотивации их способностей. Оценка достижений этих целей ведется в ходепроцедур, допускающих предоставление и использование исключительнонеперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценкудостижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалыитогового контроля.
Основными целямитакого контроля являются:
- предоставление возможности обучающимся продемонстрироватьовладение более высокими (по сравнению с базовыми) уровнями достижений;
- выявление динамики роста численности группы наиболееподготовленных учащихся.
При этомневыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достиженияпланируемых результатов этой группы. Не является препятствием для перехода наследующую ступень обучения.
Подобная структурапредставления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что приорганизации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижениепланируемых результатов, от учителя требуется использование такихпедагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовкеобучающихся.
В сфере личностных универсальных учебныхдействий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватнаямотивация учебной деятельности. Включая учебные и познавательные мотивы,ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральнойдецентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебныхдействий выпускники овладеют всемитипами учебных действий, направленных на организацию своей работы вобразовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранятьучебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оцениватьсвои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебныхдействий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения иважнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства,в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектромлогических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сферекоммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут уменияучитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество икооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передаватьинформацию, отображать предметное содержание и условия деятельности всообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будутсформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительногоотношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьнойдействительности и принятия образа «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающаясоциальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалуи способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха, в том числе насамоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатовтребованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешностиучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания«Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле каксобственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на ихвыполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитиеморального сознания как переходного от доконвенциального к конвенциальномууровню;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести какрегуляторов морального поведения;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживаниеим;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценностиприродного мира, готовность следовать в своей деятельности нормамприродоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основезнакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получитвозможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительногоотношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социальногоспособа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивацииучения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общимспособам решения задач;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешностиучебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки наоснове критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичностив поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способностик решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении,ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральнымнормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее вреальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений иориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как особого понимания чувств других людей исопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь иобеспечение благополучия.
Регулятивные учебные действия
Продолжение »