Особенностивнешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Общеепредставление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь,престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
Представлениео православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народас Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч
Россия– наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России,её историческое и культурное единство.
ГородаРоссии. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков,Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительныхсооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных икрасивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва– столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительнаяроль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. МосковскийКремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М.В. Ломоносова.
Поэтыи художники России – о Москве.
Представлениео взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурномединстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народи культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценностинарода как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединённых общимицелями, идеями, языком, культурой.
Представлениео жизни православных людей как постоянной их борьбе с собственными грехами(недостатками).
Традиционноепредставление о служении Родине как священном долге православных граждан.Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобныеАлександр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия«Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явлениякультуры, передаваемые от поколения к поколению.
Смысловойи исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русскаякультура», «русский язык», «русский народ».
Представление о православии. Влияние православнойверы на культуру. Христос Спаситель.
Тема 5.«СПАСИТЕЛЬ» – 3ч
Богочеловек.Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово»,Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христоскак Спаситель мира. Спаситель мира. Икона«Всех скорбящих Радость».
Христос– Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6.«СЕМЬЯ» – 3ч
Представление о семейных православных традициях вРусской культуре. Традиционноеотношение к иконе в православных семьях.
Знакомство с Владимирской и Казанской иконами БожиейМатери.
Заключительный урок. Обобщение знаний о Спасителе и православии.Представление о Божественной любви как важнейшем необходимом условии длясохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчениие злыхсердец» (Семистрельная).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОСНОВНАЯЛИТЕРАТУРА ПО 1 РАЗДЕЛУ КУРСА
УЧЕБНАЯЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородина А. В.Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса.— М., Православная педагогика, 2005.
Раздел программы
Спортивный туризм
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программапредназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес кфизической культуре и спорту. «Спортивный туризм» для детей, которые стремятсяосвоить мастерство в спортивном туризме. Занятия могут проводиться в школьномспортзале или на местности. Работа по программе «Спортивный туризм»предполагаетпроведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на местности и в спортивномзале. В летний период организуются квалификационные туристические соревнованияи слёты.
Программа«Спортивный туризм» включает в себя часы теории и практики.
Содержание курса
1. История становления, развития спортивного туризма.Основные понятия, термины в спортивном туризме
Историястановления и развития различных видов спортивного туризма (туристскогомногоборья) в России. Основные понятия и термины в спортивном туризме(туристском многоборье). Становление и развитие государственно-общественнойсистемы детского туризма. Опыт успешной деятельности туристских объединений(команд) обучающихся.
Практическая работа: ознакомлениес информацией в сети Интернет с опытом развития детского туризма в России, ссайтами федераций спортивного туризма.
2. Нормативно-правовое обеспечение различных видовспортивного туризма
Федерацияспортивного туризма и спортивного ориентирования и развитие массовоготуристского движения молодёжи. Правила соревнований по туристскому многоборью.Разрядные (спортивно-технические квалификационные) требования по спортивномутуризму (туристскому многоборью). Права и обязанности судей туристскихсоревнований. Права и обязанности участников (спортсменов), капитанов команд.Система проведения соревнований школьников по спортивному туризму (туристскомумногоборью). Положения о туристских соревнованиях, слётах. Условия проведениясоревнований. Техническая информация о дистанциях.
Учебно-тематическийплан
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | История становления, развития спортивного туризма. Основные понятия, термины в спортивном туризме | 4 | 1 | 3 |
2 | Нормативно-правовое обеспечение различных видов спортивного туризма | 5 | 2 | 3 |
3 | Физико-технические основы топо-графии и ориентирования на местности | 6 | 2 | 4 |
4 | Правила выполнения расчетов оптимальных вариантов преодоления препятствий и дистанций на соревнованиях | 6 | 2 | 4 |
5 | Психологическая, морально-нравственная и физическая подготовка юных туристов-многоборцев | 12 | 2 | 10 |
6 | Организация питания, тренировочный режим и режим отдыха туристов-многоборцев | 9 | 1 | 8 |
7 | Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях | 7 | 2 | 9 |
8 | Подготовка и проведение туристических слетов и соревнований | 10 | 3 | 7 |
9 | Техника безопасности в спортивном туризме | 4 | 1 | 3 |
10 | Подготовка и проведение соревнований, похода | 3 | 1 | 2 |
| Итого | 66 | 17 | 53 |
Программыучебно-воспитательного процесса
3.1. Программа формирования универсальныхучебных действий для начального общего образования
Определениеценностных ориентиров начального образования
За последние десятилетия в обществепроизошли кардинальные изменения в
представлениио целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений инавыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучениякак процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобызанять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать иработать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновлениезнаний и требования рынка труда.
По сути, происходит переход от обучения какпреподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем сцелью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов кполидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; ксотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активномуучастию последних в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловленсменой ценностных ориентиров образования.
Ценностные ориентиры начального образованияконкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системеобразования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основнойобразовательной программы, и отражают следующие целевые установки системыначального общего образования:
• формирование основ гражданскойидентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за своюРодину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояниеобщества;
— восприятия мира как единого и целостногопри разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культурыкаждого народа;
• формирование психологических условийразвития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания клюдям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в нейнуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать ислышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и приниматьрешения с учётом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферыличности на основе общечеловеческих принципов нравственности игуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи иобразовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании исмысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитияэтических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования чувства прекрасного и эстетическихчувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
• развитие умения учиться какпервого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов,инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способностик организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности,инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительногоотношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичностик своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельнымпоступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости инастойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненногооптимизма;
– формирование нетерпимости и уменияпротивостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью,безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Реализация ценностных ориентиров общегообразования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного иличностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений,обобщённых способов действия
обеспечиваетвысокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвитияобучающихся.
Определение понятий, функций,состава и характеристик универсальных учебных действий в младшем школьномвозрасте
Последовательная реализация деятельностногоподхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое ипрочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения визучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.
В рамках деятельностного подхода в качествеобщеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебнойдеятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи),учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной изсоставляющих успешности обучения в образовательном учреждении.
При оценке сформированности учебнойдеятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенномпереходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой(в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементамисамообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшемподростковом возрасте).
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальныеучебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта ксаморазвитию и самосовершенствованию путём
сознательногои активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельноуспешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включаясамостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечиваетсятем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимсявозможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и встроении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевойнаправленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Такимобразом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоениеобучающимися всех компонентов
учебнойдеятельности, которые включа